Полкова Л.В.- Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей

 

 

«Красна птица пером, а человек речью»

(дополнительное образование детей

подготовительной к школе группы)

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании в РоссийскоймФедерации» и определением Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования  меняется работа по воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное которое относится к вариативной части, формируемой участниками образовательного  процесса.

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках (студиях, секциях) позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка (секции, студии) позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

- воспитательную - содержание и методика работы в кружках (секциях, студиях) оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
             Деятельность любого кружка (секции, студии) регулируется нормативно-правовыми документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке (студии, секции),

- Программой кружка (студии, секции),

- Планом работы кружка (студии, секции) на год,

- Списком детей (на каждую группу отдельно),

- Расписанием занятий, 

- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (студии, секции).

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Развитию культурного наследия способствует высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств.

В настоящее время в языковой практике человека прослеживается утрата лучших речевых традиций. Среда, безусловно, влияет на язык. Заметное огрубление словаря отражает огрубление нравов общества; устная речь в окружении ребенка, к сожалению, не может служить образцом для подражания.

Подтверждением этому является мониторинг, проведенный в августе 2012 года. В результате: у большинства  детей не сформированы навыки и умения четко и понятно передавать содержание текста;  дети испытывают серьёзные затруднения в программировании содержания развёрнутых высказываний; они не используют в активной речи выражения из фольклора;  словарный запас ограничен, недостаточно сформирована связная речь.

Таким образом, получается как бы порочной замкнутый круг, преодолеть который может только систематическая планомерная работа над уровнем культуры речи детей в дошкольном образовательном учреждении.
        
Наша группа - это дом, где ребенку уютно и комфортно, где его ждут добрые, заботливые друзья, где каждый день дарит радость, где интересно и весело.

Для своей программы кружка «Красна птица пером, а человек речью» я выбрала следующие приоритеты. Наряду с поиском современных моделей понимания культурного наследия и бережного отношения к нему, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.

 Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора (загадки, потешки, пословицы, поговорки, заклички) имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

2. Большое место в развитии культуры речи дошкольника должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются  накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека и сопровождаются закличками, народными приметами, загадками, пословицами, поговорками.

3.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной прикладной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Цель программы кружка: Создание воспитательной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников посредством фольклора, предупреждению и преодолению трудностей в речевом развитии.

Задачи:

Расширять круг представлений о русском фольклоре.

Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержание фольклора.

Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями

Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа, основы национального самосознания и  патриотизма (любовь к малой и большой Родине).

      Курс занятий рассчитан на 18 месяцев (с сентября 2012 по май 2014 года). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 30 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

Основной задачей для меня является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это  лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и мне. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Я безошибочно «чувствую» уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания для себя я определила ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.;

– игровой характер подачи любого материала;

- использование программы Microsoft Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию.

«Знаешь ли ты сказки?» Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».

 

 «Что нам осень принесла». Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц

«Где живет перо Жар – птицы?» Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и др.).

14 октября Покров. «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покров. «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!» О том, как последним снопом – Иванушкой – скотину закармливали.

7 января Сочельник и Рождество Про кутью да сочни да про то, как девушки с ними гадать ходили. Как на ужин с кутьей Мороза кликали, он в ответ в красный угол постукивал. Как малые ребятишки под столом зернышки искали, а мама за это пышку «коровушку» дарила. Почему «в лодыжки» на Святки играют?

«На печи лежим, сказки слушаем» Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок. Чтение сказки по желанию детей

В течение данного периода дети познакомились с пословицами, поговорками, приметами, эпитетами, образными выражениями относящимися к разным сезонам; разучили частушки; узнали как в старину назывался тот или иной месяц; разучили  народные игры; узнали много о русских народных праздниках; познакомились с русскими народными сказками.

В конце каждого сезона проводились итоговые занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий.

В результате у детей расширился круг представлений о фольклоре, у них сформировалось умение правильно воспринимать и понимать содержание фольклора  в свое речи они стали употреблять слова из фольклора и народные выражения они стали проявлять чувство любви и уважения к культуре речи своего народа.

 

Воспитатель подготовительной к школе группы

Полкова Людмила Владимировна

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения