Развитие речи детей средствами фольклора

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

 

     Современные реалии таковы, что большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. У многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим делам. Родителям известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

                           Кто у нас хороший?

                           Кто у нас пригожий?

                             Егорушка хороший,

                           Егорушка пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

   Используя фольклор в своем общении с детьми, он поможет решить многие задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Фольклор окрашивают речь взрослого, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет повседневную жизнь ребенка. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

 

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?»

Детский фольклор – удивительный жизненный учебник. Все в нем разумно, рачительно, все – для пользы.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети выполняют движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте. 

 

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

 

Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Именно поэтому культурное наследие передается из поколения в поколение, как отец и мать развивая и обогащая мир маленького человека, должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Для малыша до трех лет любая деятельность – игра, и в то же время любая игра – это вполне серьезное занятие.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения