Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.
Составитель: Левенских Татьяна Владимировна.
Пальчиковые игры известны едва ли с недавних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, единственным объектом для игр были только руки. Видимо, сам господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр уникальный способ развития ребенка.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой игрой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет четкой, ритмичной, яркой , и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённое положение рук и последовательность движений ( лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице.)
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «Рассказывать руками» целые истории(пример смотрите далее).
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Именно поэтому в течение 2013-2014 учебного года в нашей группе проводилось дополнительное образование для детей 3-4 лет в форме кружка «Пальчиками развиваем свою речь, направленное на формирование устной речи детей. На основе нормативно- правового обеспечения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей была разработана и успешно реализована развивающая программа «Пальчиками развиваем свою речь».
Пальчиковые игры были разделены на три группы:
1. Упражнения для кистей рук, которые развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
они учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключатся с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические, они совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3. Упражнения для пальцев динамические, развивающие точную координацию;
учат сгибать и разгибать пальцы;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Все пальчиковые игры сопровождались маленькими стихотворными сказками.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствовала развитию мелкой моторики.
· Застегивание и расстёгивание пуговиц;
· Всевозможные шнуровки;
· Нанизывание колец на тесьму;
· Игры с мозаикой;
· Сортировка мозаики по ячейкам;
· Игры с конструктором;
· Перебирание круп, зерен (к примеру фасоль от гороха).
В результате у 78% детей развиты компоненты устной речи. Дети понятно и отчетливо произносят гласные и согласные звуки, слова и короткие фразы, согласовывают прилагательные с существительными, употребляют правильно предлоги.
Проводя дополнительную образовательную деятельность с маленькими детьми, я поняла, что веселые и разнообразные пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря играм каждый ребенок получил разнообразные впечатления, у него развиты внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, и между детьми.
Дорогие родители, помните!
Любые упражнения будут эффективны только в регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5-10 минут.
Пальчиковая гимнастика:
· Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу и научите его помогать себе второй рукой.
· Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (Если не предусмотрено участие обеих рук), затем- другой рукой, после этого- двумя одновременно.
· Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый-самый легкий.
· Каждому упражнению. Соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение.
· Постепенно надобность объяснения отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Успехов вам!