Левенских Т.В. - Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

 

 

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.

Составитель: Левенских Татьяна Владимировна.

Пальчиковые игры известны едва ли с недавних времен. Вполне  возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, единственным объектом для игр были только руки. Видимо, сам господь вложил их в ум нашим предкам, потому  что этот вид игр уникальный способ развития ребенка.

         Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой игрой?

1.     Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.     Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.     Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.     Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет четкой, ритмичной, яркой , и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.      Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённое положение  рук  и последовательность движений ( лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице.)

6.     У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «Рассказывать руками» целые истории(пример смотрите далее).

7.     В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Именно поэтому в течение 2013-2014 учебного года в нашей группе проводилось дополнительное образование для детей 3-4 лет в форме кружка «Пальчиками развиваем свою речь, направленное на формирование устной речи детей. На основе нормативно- правового обеспечения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей была разработана и успешно реализована развивающая программа «Пальчиками развиваем свою речь».

Пальчиковые игры были разделены на три группы:

1.     Упражнения для кистей рук, которые развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных  движений;

они учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключатся с одного движения на другое.

2.     Упражнения для пальцев условно статические, они совершенствуют полученные  ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3.     Упражнения для пальцев динамические, развивающие точную координацию;

учат сгибать и разгибать пальцы;

учат противопоставлять большой палец остальным.

Все пальчиковые  игры сопровождались маленькими стихотворными сказками.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствовала развитию мелкой моторики.

·        Застегивание и расстёгивание пуговиц;

·        Всевозможные шнуровки;

·        Нанизывание колец на тесьму;

·        Игры с мозаикой;

·        Сортировка мозаики по ячейкам;

·        Игры с конструктором;

·        Перебирание круп, зерен (к примеру фасоль от гороха).

В результате у 78% детей развиты компоненты устной речи. Дети понятно и отчетливо произносят гласные и согласные звуки, слова и короткие фразы, согласовывают прилагательные с существительными, употребляют правильно предлоги.

Проводя дополнительную образовательную деятельность с маленькими детьми, я поняла, что веселые и разнообразные пальчиковые игры   дают возможность играть с малышами, радовать их вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря играм каждый ребенок получил разнообразные впечатления, у него развиты внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, и между детьми.

Дорогие родители,  помните!

Любые упражнения будут эффективны только в регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5-10 минут.

Пальчиковая гимнастика:

·        Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы  ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу и научите его помогать себе второй рукой.

·        Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (Если не предусмотрено участие обеих рук), затем- другой рукой, после этого- двумя одновременно.

·        Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый-самый легкий.

·        Каждому упражнению. Соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение.

·        Постепенно надобность объяснения отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Успехов вам!

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения